Как оспорить результаты налоговой проверки

Снижение деловой активности и затянувшийся экономический кризис никак не повлияли на уменьшение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, более того — необходимость наполнения бюджета в условиях кризиса и необъявленной войны привела к повышенному вниманию контролирующих и фискальных органов к предпринимателям.

Несмотря на декларируемое государством упрощение ведения бизнеса, по данным исследования, проведенного в июне 2016 года The EY Middle Market survey, 76% опрошенных украинских компаний отмечают рост общего количества налоговых проверок и их агрессивности.

Проверяющие нынче стали более изобретательными и придирчивыми, зачастую используя мнимые предлоги к проведению проверок и надуманные претензии к предприятиям.

Очень часто контролеры соглашаются закрыть глаза на некоторые надуманные нарушения, уменьшить сумму доначисленных налоговых обязательств и штрафов, но взамен ожидают от предпринимателя получение неправомерной выгоды. А если тот заартачится, то в качестве средства принуждения и шантажа будет использовано открытое уголовное дело.

Поэтому очень важно рассмотреть юридические аспекты оспаривания результатов налоговых проверок. Начнем с того, что по результатам проверки в течение 5 рабочих дней со дня ее окончания налоговики составляют Акт о ее результатах, на подписание которого обычно вызывают директора и главного бухгалтера предприятия.

Хочу акцентировать внимание на бессмысленности отказа от подписания акта проверки, поскольку это не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные по результатам проверки денежные обязательства. Значит документ подписывать нужно, но с возражениями, например, с такой формулировкой: "Акт подписывается с возражениями, которые будут представлены в предусмотренный законом срок". Это позволит уже на этапе подачи возражений дать свои письменные замечания и документы, которые по тем или иным причинам не были проверены.

Важно помнить, что возражения на Акт нужно предоставить не позднее 5 рабочих дней со дня получения/подписания.

В подавляющем большинстве случаев возражения на Акт налоговиками не принимаются и далее налогоплательщик получает Налоговое уведомление-решение с доначисленным налоговым обязательством и штрафом. Этот документ вручается лично под расписку представителю налогоплательщика или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес предприятия.

Если почтовая служба не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение по каким-либо причинам, вроде его отсутствия по официальному адресу, оно все равно считается полученным в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении!

Получив Налоговое уведомление-решение, можно пойти тремя путями: заплатить в бюджет, обжаловать его в суде или в вышестоящем налоговом органе (административное обжалование). В некоторых случаях целесообразно сначала пройти всю процедуру административного обжалования (которая с учетом времени на прохождение корреспонденции может занять более 6 месяцев) и только после этого обращаться за судебной защитой.

Пока существует "двухуровневая" система административного обжалования, хотя проектом изменений в Налоговый кодекс предполагается, что жалобы налогоплательщика будут рассматриваться только в одной инстанции — в спецоргане при Министерстве финансов (что кажется более справедливым, поскольку жалобы будет изучать структура, находящаяся вне "системы").

Первичная жалоба об отмене налогового уведомления-решения подается в вышестоящий налоговый орган (например, в Главное управление ГФС в Киеве) в течение 10 дней с момента получения Налогового уведомления-решения. К жалобе прилагаются копии документов, расчеты, а также доказательства, которые налогоплательщик считает необходимым подать.

Одновременно с подачей жалобы обязательно нужно письменно уведомить налоговый орган, который вынес уведомление-решение (районную налоговую), о его обжаловании в вышестоящий орган.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель вышестоящего налогового органа должен принять мотивированное решение и направить его налогоплательщику (лично под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении) в течение 20 дней с момента получения жалобы. Также руководитель налогового органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы (но не более чем на 60 дней), о чем письменно уведомить налогоплательщика в течение 20 дней с момента получения жалобы.

В случае полного или частичного отказа удовлетворить первичную жалобу, что чаще всего и происходит, налогоплательщик имеет право подать повторную жалобу уже в Государственную фискальную службу Украины в течение 10 дней с момента получения ответа на первичную жалобу.

Одновременно с подачей жалобы налогоплательщик также обязан письменно уведомить все нижестоящие налоговые органы о дальнейшем обжаловании Налогового уведомления-решения.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель главного налогового органа также должен принять мотивированное решение и направить его плательщику налогов (лично под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении) в течение 20 дней с момента получения жалобы.

Руководитель налогового органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы (аналогично не более чем на 60 дней) и письменно уведомить об этом плательщика налогов в течение 20 дней с момента получения жалобы.

Что дает административное обжалование:

1. В некоторых случаях вышестоящие налоговые органы если не полностью, то хотя бы частично пересматривают решения нижестоящих инстанций в пользу налогоплательщика.

2. На время административного обжалования сумма налогового обязательства, указанная в обжалуемом Налоговом уведомлении-решении, считается несогласованной.

3. Налогоплательщик может предоставить свои устные и письменные возражения, недостающие документы, лично участвовать в рассмотрении жалобы (чего зачастую никто не делает, а напрасно), тем самым усилить свою позицию для возможного дальнейшего судебного обжалования.

4. Если налогоплательщик обжалует решение контролирующего органа в административном порядке и/или в судебном, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного преступления по уклонению от уплаты налогов не может основываться исключительно на этом решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом.

5. Начало досудебного расследования в отношении налогоплательщика или уведомление о подозрении в совершении уголовного преступления его служебным (должностным) лицом не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в рамках процедуры обжалования решений контролирующих органов.

Тем не менее, на практике административное обжалование зачастую не приносит результатов (особенно по претензиям налоговиков к "фиктивности контрагента"), за исключением явных недочетов, на которые вышестоящие органы уже не могут закрыть глаза, что оставляет налогоплательщику право обжаловать налоговое уведомление-решение уже в судебном порядке.

Иски об оспаривании Налоговых уведомлений-решений подаются в специализированные административные суды (по месту нахождения налогоплательщика) и в силу определенных правовых коллизий важно не затягивать с их подачей и не забывать при этом оплатить госпошлину (судебный сбор).

Хотелось бы отметить, что несмотря на широко бытующее мнение о том, что судиться с государством бесперспективно, по обобщенным данным более 70% дел по искам к налоговым органам решаются в пользу налогоплательщиков, но это уже предмет другой статьи.

Я настоятельно советую активно обжаловать налоговые уведомления—решения и привлекать к этой работе профессионалов. Пока у нас в стране решения о нарушении принимает человек, а не компьютер, фактов злоупотребления служебным положением будет предостаточно.

Поділіться у соціальних мережах:

© 2018 Джерело отриманої інформації: erau.unba.org.ua.
Відповідно до ч. 2 ст. 10-1 Закону України "Про доступ до публічної інформації". Будь-яка особа може вільно копіювати, публікувати, поширювати, використовувати, у тому числі в комерційних цілях, у поєднанні з іншою інформацією або шляхом включення до складу власного продукту, публічну інформацію у формі відкритих даних з обов'язковим посиланням на джерело отримання такої інформації.